Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной
Церкви (Московский Патриархат)

  Успенский Храм   |   Основы веры   |   Воскресная школа   |   Оказать помощь   |   Контакты  

Пасха. Смысл и история праздника

Пасха - главный христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа. В переводе с иврита это слово ("пeсах") означает "прохождение", "пощада", "прохождение мимо".

Историко-символическая основа еврейской Пасхи - эпические события книги Исход. Она рассказывает о четырехвековом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврейский народ, и о чудесной драме его освобождения. Девять наказаний ("казней египетских") навел на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ею стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал "исход" из рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка), помазывает его кровью дверные косяки (Исх 12:11), а само запеченное на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
Так во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха стала ежегодным праздником. Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над "духовным рабством египетским" совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида - Мессия, или, по-гречески, - Христос. Каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.
Мессия-Христос принимает участие в иудейской "Пасхе ожидания". На Тайной вечере Он произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу - таинство Евхаристии - и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он - Новый Агнец, закланный "от создания мира".
Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы. Пасхальный агнец (ягненок) евреев был "мужеского пола, без порока" и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казненных следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, "подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"" (Иоанн 19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное "распинали" на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой Пасхи и новой Пасхи, их сосредоточенность в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха. "Пасха наша - принесенный в жертву Христос", - говорит ап. Павел (1 Кор 5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего человека в его первоначальном, "райском", достоинстве - его спасение.
Чествование этого величайшего для нас события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается "Отданием Пасхи" - торжественным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" - приветствуем мы друг друга в течение сорока дней...

Пасха Господня: Воскресение твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах…

Пасхальное богослужение начинается тем же текстом, что звучал в Великую субботу страстной седмицы. Канон Великой субботы "Волною морскою…". Это текст относящийся к погребению и сошествию во ад Христа. Но теперь в нем доминирует другой акцент, который ярко выражен ирмосом 9 песни канона: "Не рыдай Мене Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия". Христос восстанет и прославится. Это тема Пасхальной Полунощницы. Скорбь отступает, радостное приближение Воскресения улавливается в песнопении. Во время пения Полунощницы Плащаница уносится в алтарь и полагается на Престоле, где остается до праздника Вознесения в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

Алтарь закрыт, завеса задернута и он предстает символом Неба, где ангелы уже знают о свершившемся таинстве Воскресения Христова, которое пока сокрыто от людей. Священнослужители в алтаре - в полном праздничном светлом облачении, с Евангелием, иконой Воскресения и с зажженными свечами. Все молящиеся зажигают свечи, а священнослужители из закрытого алтаря начинают петь: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас, на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Священнослужители во второй раз поют эти слова тоже в алтаре, но уже с отдернутой завесой царских врат - в знак того, что великие судьбы человечества открываются на Небесах прежде, чем являются на земле. Когда песнопение поется третий раз, алтарь открывается, священнослужители выходят из алтаря и начинается крестный ход.

Теперь верующие - не просто люди с зажженными свечами, но люди, принявшие на себя образ апостолов и жен-мироносец, проникнувшие сквозь завесу времен в тот момент человеческой истории, когда Пасха Господня совершилась самый первый раз. Крестный ход совершает тот путь, который проделали мироносицы ко Гробу Господню, чтобы совершить ритуальное погребальное помазание, но встретили весть о Воскресении.

Обойдя храм все стоят перед закрытыми храмовыми дверями как бы у входа ко Гробу. Священник подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, поет трижды всерадостный тропарь Святой Пасхи: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Двери открываются и все входят в храм. Тогда начинается пение самого радостного песнопения церковного года - Пасхальный канон. В современной церковной жизни каноны не поются, на Пасху же практически нет богослужебных текстов, которые бы просто читались.

Между пением тропарей канона священник выходит на солею, возглашает ектении-молитвы и после молитвы вступает в диалог с молящимися в храме людьми: "Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!".

В знак того, что в эту ночь осуществилась вся полнота церковной жизни, что Пасха Господня - праздник праздников, который объединяет в себе все смыслы всех церковных торжеств, священник, всякий раз появляясь из алтарных врат, облачен в ризы разных цветов.

Текст Пасхального канона живописует нам радость пасхальной встречи со Христом Спасителем: "Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща ясно да услышим, победную поющее". Христос, блистая неприступным Божественным светом воскрес и мы можем Его видеть. Для этого чувства должны быть чисты. На то и был пост. Как же быть с теми, кто не постился?

Пасха Господня: Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает людей, не поднявших постные труды, с работниками единодесятого часа из притчи, рассказанной апостолам Христом (Мф. 20. 1-16). В этой притче и те наемные работники, потрудившиеся весь день, и те, которые не с самого начала дня работали в винограднике, получили одинаковую плату. Когда же работники, проработавшие целый день, выразили недоумение, хозяин виноградника ответил им: "Разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных".

Господь волен расточать радость и милости для всех: "Кто благочестив и боголюбив - насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный - войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, - прими ныне динарий! Кто работал с первого часа - получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа - с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа - нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа - приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу - и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит. Итак, все - все войдите в радость Господа своего"!

И кульминацией пасхального слова святителя: "Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, - первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь".

Радость эта проявляется и в пасхальных стихирах: "Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

О прощении и милости, как Божией к человеку, так и людей по отношении друг ко другу, говорит и свт. Григорий Нисский: "Таково решение мудрости: в день радости - забвение зол. Этот день заставил нас забыть о первом против нас приговоре, или, лучше, не забыть заставил, а совсем уничтожил его, ибо он совершенно изгладил всякое воспоминание о произнесенном на нас осуждении". Осуждение первородного греха уничтожено Христовым Воскресением, празднуемым в день Пасхи Господней.

Господня Пасха и благочестие.

Христос Воскрес на весь свет, и праздник, объявший все христианские народы, наполнен столь невероятной радостью, что сберечь ее стоит труда. Об этом напоминает свт. Иоанн Златоуст: "Мы отложили бремя поста, но не будем откладывать плодов поста, потому что можно отложить бремя поста и собирать плоды поста. Прошел труд подвигов, но не должно проходить усердие к добрым делам; прошел пост, но пусть останется благочестие; или лучше сказать: не прошел и пост. Впрочем, не бойтесь; это сказал я, не думая проповедывать вам о другой четыредесятнице, но желая внушить вам такие же добродетели. Прошел пост телесный, но не прошел пост духовный; этот лучше того, и тот установлен для этого". Очевидно, в его время хватало людей, которые от радости Господней Пасхи переходили к бесшабашной радости вообще, а затем не замечали и края веселью. Святитель посчитал нужным написать "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи".

Тайна Пасхи Господней

На Литургии в день Пасхи читается пасхальное зачало Евангелия от Иоанна (Ин. 1. 1-17). По традиции его можно (и если есть кому, так и делают) читать на всех древних языках мира: древнегреческом, латыни, древнеанглийском и прочих. Его содержание составляет основу той непостижимой тайны, что явлена нам в Воскресении: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…" (Ин. 1. 1-5); "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца". Слово Бога, через которое Бог создал мир, стало плотью и обитало среди людей. Масштаб и невероятность этого события, вылившегося в Пасху Господню так велики, что "свои" (иудеи) не смогли в Него поверить и не приняли Господа. Тем не менее мистическая сила произшедшего так велика, что мир все же использовал свой шанс стать "чадами Божьими" (Ин. 1. 12), мы празднуем Пасху Господню, событие, рационально объяснить которое не в состоянии.

Хотя год церковный начинается в сентябре и открывается праздником Рождества Богородицы, который кладет первую ступеньку восхождения к Пасхе, но кажется, все начинается в день Христова Воскресения. Все обнуляется, и обиды и грехи остаются за гранью Страстей Христовых. Евангельские чтения на богослужениях читаются с первых зачал, начиная с этого дня.

Наверх
  Расписание Богослужений  
  Православный календарь  
  Задать вопрос Священнику  
  Часто задаваемые вопросы  
  Наши события  
  История церкви  
  Другие храмы города  
  Фотогалерея  
  Полезные ресурсы  
  Публикации прихожан  
2013-23 © Местная религиозная организация православный
Приход храма в честь Успения Пресвятой Богородицы г.Бобров
Воронежской области религиозной организации
"Воронежская и Борисоглебская Епархия
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Все права защищены.

Создание сайта: Rv36
Яндекс.Метрика
Город  Бобров, Воронежская область
+7 (47350) 4-22-07

hramuspeniya.bobrov@mail.ru