Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной
Церкви (Московский Патриархат)

  Успенский Храм   |   Основы веры   |   Воскресная школа   |   Оказать помощь   |   Контакты  

История храма в честь Успения Пресвятой Богородицы 

Первое упоминание о кладбищенской Успенской церкви. Успенская церковь в конце XIX века. Строительство богадельни. Благотворительная деятельность храма. Церковь в период русско-японской войны 1904-1905 гг. Церковь Успения накануне революции. Образовательная деятельность при Успенской церкви. Успенская церковь после 1917 года. Пропаганда безбожия. Церковная реформа 30-х годов. Репрессии 30-х годов. Успенская церковь в годы войны. Возрождение святыни. Успенский храм в наши дни. Воскресная школа в наши дни. Священнослужители нашего храма.

Первое упоминание о кладбищенской Успенской церкви.

Статус города село Бобровское получило в 1779 году в связи с открытием Воронежского наместничества. Государев двор с деревянным храмом стал для Боброва тем центром, каким в других городах являлись кремли, крепости, остроги.

С запада от государева двора уже в 18 веке образовалась большая торговая площадь, на которой в 1735 году был выстроен вместо деревянного каменный Троицкий храм.

Вокруг площади возникала жилая застройка, улицы которой тянулись вдоль въездных дорог. Главная въездная дорога из Воронежа, улица Большая Московская (ныне 22 Января) стала осью симметрии всего плана города. Вдоль этой оси и были выстроены все три городских храма. В 1830-1834 был воздвигнут Никольский собор.

В первой половине 18 века из центра нарождающегося города существовавшее недалеко от Троицкой церкви кладбище перенесли на окраину пригородной слободы.

К сожалению, архивных документов, проливающих свет на церковную жизнь в Воронежской области, в результате целенаправленного в 1930-е годы, и стихийного 1917-1922 года уничтожения со стороны государственных органов, не сохранилось в полной мере.

Периодические издания, рассказывающие об истории Воронежской епархии, доступны только в виде Воронежских Епархиальных ведомостей, издававшихся в период 1866-1917 гг.

Вверх

Успенская церковь в конце XIX века.

Строительство каменной Успенской церкви было осуществлено на средства Бобровского купца Александра Иосифовича Медведева.

В материалах Воронежской духовной консистории «Ведомости о церквях» за 1911 год значится «Церковь построена в 1863 году тщанием Бобровского купца Александра Иосифовича Медведева…». Но в краеведческих изданиях советского времени, посвя¬щенных памятникам архитектуры Боброва, упоминается этот же купец, но с именем Алексей.

В 1863 по благословению Архиепископа Воронежского Иосифа (Богословского) (1853-1864г.) была построена и освящена каменная церковь. «Ведомость о церкви Успенской кладбищенской за 1911г.» сообщает: «Церковь построена в 1863г. тщанием Бобровского купца Александра Иосифовича Медведева с участием граждан благотворителей. Здания: каменная, с такового же построенного особо колокольнею и с каменною вокруг всего кладбища оградою, кровля теплая, покрыта железом.

Престол – 1; утвари достаточно По штату при ней положены: священник, псаломщик и просфорня». Архитектура церкви была заимствована из изданного в 1838 г. альбома столичного архитектора Константина Тона, «Высочайше одобренного для построения православных церквей».

Чертежи церкви были сделаны в Департаменте Проектов и Смет в Санкт-Петербурге и «Высочайше утверждены к постройке» 28 ноября 1857 г.: «Форма основания – крест (кубовидный нижний объем). Высота храма – 6 метров 65 см. Колокольня – шатровая, надвратная; Храм пятикупольный. Архитектурная стилистика - Русско-Византийский, луковичное пятиглавие.

Архитектурные особенности: кубовидный нижний объем – приземист. Его венчает крупная центральная глава с уплощенным луковичным куполом и 4-е небольшие, широко отставленные глухие угловые главки. Храмовый декор – кокошники, перспективные порталы, колонки, членящие фасады на прясла».

Одновременно с церковью, к юго-западу от нее по границе кладбища, вдоль улицы 22 Января был выстроен одноэтажный корпус с въездными воротами и звонницей надвратной колокольни.

Вверх

Строительство богадельни.

В конце XIX века напротив церкви, вдоль западной границы кладбища, по проекту Воронежского архитектора С.Л. Мысловского было выстроено из красного кирпича здание богадельни для престарелых женщин. Из «Ведомости о церквях» за 1911 год: «Земли при церкви состоит под престолом 3 десятины.

Кроме каменной караулки для сторожей имеются два каменных здания для богадельни – одно около караулки на одного человека и другое построенное в 1890г на средства бобровской купчихи Евдокии Косминичны Игумновой на 10 человек и 3-е деревянное здание – кладовая. Дома для богадельни в удовлетворительном состоянии».

Вверх

Благотворительная деятельность храма.

Попечение благотворителей о церкви продолжалось и после ее строительства. Так в Ведомости о пожертвованиях, поступивших в церкви и монастыри Воронежской Епархии в 1866 году "От Бобровского купца Свиридова поступило:

  • 100 руб. в пользу Троицкой церкви г.Боброва
  • 100 руб. на приобретение покупкою риз и Евангелия в Покровскую церковь с. Слободы Азовской
  • 100 руб. в пользу Николаевской церкви. 100 руб. в пользу Кладбищенской Успенской церкви".

Существовали и попечительские советы, внимание которых было обращено и на бедных духовного звания. Из отчета Воронежского Епархиального Попечительства о бедных духовного звания за 1872 год по г.Боброву

Получено от благочинных сумм в пособие бедным

Выдано в пособие бедным духовного звания

От протоиереев:

Андрея Хреновского

30,8

30,0

Иоанна Одинцова

361,5

496,5

От священников:

Петра Михайловского

420,63

440,0

Иоанна Турбина

387,36

381,0

Георгия Соколова

250,59

350,0

ИТОГО:

1449,71

1697,50

В ведомость о числе лиц, призреваемых попечительством за 1872 год по г.Боброву значится:

  • Заштатных священников - 2
  • Вдов священнических - 16
  • Сирот священнических - 47
  • Заштатных диаконов - 3
  • Вдов диаконских - 14
  • Сирот диаконских - 20
  • Заштатных причетников - 3
  • Вдов причетнических - 20
  • Сирот причетнических - 53

Одной из наиболее авторитетных и имеющих многолетнюю традицию благотворительной деятельности организаций было Российское общество Красного Креста.

В 1867 г. к международному Красному Кресту, созданному в 1864 г., присоединилась и Россия. В 1879 г. его отделение получило название Российское общество Красного Креста. В Епархиальных Ведомостях № 8 за 1878г. Указывается "Пожертвования в комитет по снабжению теплою одеждою раненых воинов из лазаретов местного общества Красного Креста:

  • от священника г.Боброва Кладбищенской церкви о. Симеона Ключанского - 5 руб.
  • от старосты Бобровской Кладбищенской церкви Конюкова высыпано из кружки 2 руб."

Со своей стороны священнослужители также участвовали в благотворительной деятельности. Так в Епархиальных ведомостях за 1871 год № 3 представлен список лиц, представивших в Воронежский Епархиальный комитет православного миссионерского общества денежные взносы, среди них: Города Боброва Кладбищенской церкви :

  • Священнослужители - 50 коп.
  • Церковные старосты - 50 коп.

Следует отметить, что на тот момент Бобровское благочиние было разделено на 6 округов. Успенская Кладбищенская церковь относилась к I благочинному округу, в который входили 3 городские церкви, с количеством приходских душ мужского населения 3770.

Благочинным 1 округа был протоиерей Андрей Хреновский. Член комиссионер - священник Кладбищенской Успенской церкви Симеон Ключанский.

Вверх

Церковь в период русско-японской войны 1904-1905 гг.

Русско-японская война 1904-1905 гг. оказала мощное воздействие на все стороны жизни российского народа. Далекая, непонятная населению дальневосточная бойня внесла в повседневную жизнь тревожные ожидания.

Церковь, как всегда не оставалась в стороне. Одним из важнейших направлений в деятельности провинциального духовенства в годы войны был сбор пожертвований на военные нужды.

Информация о собранных средствах еженедельно печаталась в "Воронежских епархиальных ведомостях". Практиковались целевые сборы: на иконы, литературу духовно-нравственного содержания, передвижной храм, храм на воинском кладбище в Манчжурии. Собирали также одежду, обувь и другие предметы первой необходимости.

Так, одним из важнейшим направлением была признана организация помощи больным и раненым воинам. Кружечные сборы проводились во всех церквях епархии с первых дней войны. Так, например, "с 15 ноября по 1 декабря 1904 года поступило пожертвований - На санитарные нужды армии, действующей на дальнем Востоке: через Благочинного 2 окр., Бобровского уезда священника Андрея Сребрянского:

  • причта села Мечетки - 12 руб.
  • причта села Семено - Александровского - 10 руб. - На усиление флота: чрез Благочинного 1 округа Бобровского уезда Прот.Тимофея Баженова причтов его округа - 28 руб.

На больных и раненых воинов (кружечный сбор) по церквам Благочинного 1 округа Бобровского уезда Протоиерея Тимофея Баженова - 28,38 руб. По церквам Благочинного 2 округа Бобровского уезда священника Андрея Сребрянского - 39,33 руб.

По церквам Благочинного 4 округа Бобровского уезда священника Петра Попова - 100,67 руб. - В пользу семейств убитых воинов - чрез Благочинного 1 округа Бобровского уезда Протоиерея Тимофея Баженова - 28 руб.

Вверх

Церковь Успения накануне революции.

Церковь была перестроена в 1890-1900 годах. По данным "Книги духовенства Воронежской епархии за 1900 год", в штате церкви числились: священник (Симеон Ключанский) и псаломщик (Илья Базилевский).

До революции храм не был приходским. В нем не совершались регулярные богослужения, не венчали, не крестили.

Что касается прихода, как помечено в "Ведомости о церквях за 1911 год "при Успенской кладбищенской церкви г.Боброва прихожан не имеется". В "Памятной книжке Воронежской губернии на 1893 год", сведения отсутствуют, значится лишь "Церковь Успения 1863г, число душ в приходе - ?, кол-во земли при церкви - "

Из "Ведомости о церквях" за 1911 год: "… копий с метрических книг нет; исповедальных росписей нет….".

В то время в Боброве было два прихода, куда ходили молиться граждане города: Никольский собор и Троицкий храм (оба утрачены в советское время).

Накануне революции в Ведомости о белом духовенстве за 1903 год по г.Боброву в действительной службе состоит: 2 протоиерея, 4 священника, 2 диакона и 6 псаломщиков.

В Успенской церкви на тот момент служил священник Василий Петрович Дорошенко с 1902 года. Согласно клировым ведомостям за 1911 год, кружечных доходов получено за год 760 руб. 24 коп.

Вверх

Образовательная деятельность при Успенской церкви.

В 1896 году при храме открыта церковно-приходская школа, а впоследствии и воскресная. В журнале "Воронежские Епархиальные ведомости № 14 за 1886 год напечатан "Репорт Бобровского Николаевского Собора Протоиерея Андрея Хреновского на заседании съезда депутатов Воронежского духовного училищного округа", где он сообщает, что "государственные крестьяне пригородней города Боброва слободы Смыговской, изъявившие прежде свое желание и готовность на открытие церковно-приходской школы, не смотря на существующую в пригородней же слободе, именуемой Азовскою, народную школу от земства, ныне от открытия таковой школы отказались и иметь ее не желают, ссылаясь на недостаток своих средств.

В виду нежелания жителей слободы Смыговской иметь церковно-приходскую школу, духовенство города Боброва, убежденное в необходимости открытия в этой слободе таковой школы по дальнему расстоянию от существующей земской школы, предложило открыть школу, не смотря на их нежелание, поместив ее в каменной церковной караулке при Кладбищенской Успенской церкви, за неимением пока в виду лучшаго для нея помещения, на свои средства с пособием 50 рублей от земской управы и чем возможно от Епархиального Училищного Совета, в полном убеждении, что со временем и крестьяне отнесутся к ней сочувственно и не откажут в пособии от себя.

Учительство и законоучительство в этой школе принял на себя священник Кладбищенской Успенской церкви Симеон Ключанский." В "Ведомости о церквях" за 1911 год значится: "Кроме второклассной церковно-приходской школы с образцовой при ней никакой грамоты, никаких других школ вблизи сей церкви нет. Второклассная школа открыта в 1896г. новое здание постройкою было окончено к 1 сентября 1905г. во отпущенные Синодальным Училищным Советом 28600 рублей на содержание ея отпускается от Синодального Училищного Совета 3000 рублей.

В сем году в ней обучается 60 мальчиков, из них 48 живут в общежитии. На содержание образцовой при ней школе отпускается Синодальным Училищным Советом 500 рублей. В сем году в образцовой школе обучается 50 мальчиков. А в 1897 году при Успенской церкви была открыта и воскресная школа для девочек, о чем сообщали Воронежские Епархиальные ведомости № 10 за 1898 год. "В прошлом году при Бобровской Успенской церковно-приходской школе, по инициативе священника Тимофея Баженова, открыта воскресная школа для девочек пригородней слободы г.Боброва.

Преподавательницей в эту школу была приглашена опытная учительница земской Азовской школы С.М. Базилевская. Уже первые результаты занятий в этой школе обнаружили на каких твердых рациональных началах пойдет это дело. Количество учащихся стало быстро расти.

Уже первый год учащиеся научились порядочно читать, писать и считать. Тогда опытный заведующий школой священник Тимофей Баженов, желая расширить рамки открытой им воскресной школы пригласил соучаствовать в преподавании с г-жей Базилевской нескольких интеллигентных жительниц г.Боброва, которые охотно откликнулись на приглашение отца Тимофея и безвозмездно начали заниматься в воскресной школе. ..Такой значительный состав учащихся одушевленных призванием и любовью к делу, дало исключительные результаты, мыслимые только при таких условиях и ведении дела. Знания учащихся этой школы, приобретенные только в праздничные дни, едва уступают знаниям учащихся народных школ трехгодичного курса… Большая часть материальных затрат на эту школу взята о. Тимофеем на себя.

Наибольшее количество учащихся девочек в этой школе достигало 90 человек. По сословию, за исключением двух, учащиеся - дети крестьян. По развитию учащиеся разделены на семь групп. Каждая группа имеет свою учительницу.

Возраст учащихся от 8 до 13 лет. Материально помогает школе и попечительница В.С. Красильникова. Учащиеся поют вечерни в праздничные дни в Троицком храме, чем и привлекают массу молящихся, особенно крестьян, идущих в церковь послушать своих дочерей. Доброму делу дай Бог и доброго продолжения, а делателям его побольше душевных сил на распространение учения в духе Христовой веры православной и на разсеивание разумного доброго вечнаго семени по великой ниве народной".

Вверх

Успенская церковь после 1917 года.

После 1917 года в жизни приходов произошли большие перемены. Церковно-приходская школа при Троицком храме (ныне школа № 2) была преобразована в светскую. Запрещена была и благотворительность: здание богадельни при Успенском храме было отобрано у Церкви и разрушено. В 1921 и 1929 годах по всей стране прокатились две волны разграбления храмов. Коснулись они и Бобровского уезда.

В городе Боброве и каждом из сел уезда прошли общие собрания граждан с единой повесткой дня: "О снятии колоколов". Перед гражданами выступали партийные работники с докладами о вреде религии, о необходимости закрытия храмов, снятии колоколов и передачи их для нужд индустриализации.

Решения о снятии колоколов с действующих и к тому времени уже закрытых храмов принимались единогласно. В Успенской церкви тогдашнего пригородного села Смыговка их было 6 штук (202 пуда). Эти и другие колокола были сняты и сданы в переплавку. Начался подлинный грабеж церквей: отбирали все, что представляло хоть какую-нибудь ценность, в том числе и священные сосуды.

Из акта передачи церковного имущества Успенской церкви Бобровской конторе "Союз утиль" от 21.12.1939г.:

  • Семисвечник металлический - 1
  • Хоругви металлические - 2
  • Выносной подсвечник медный - 1
  • Подсвечники (разные), люстры с 20 подсвечниками, лампады медные - 10, кадила медные - 2
  • Крест медный 1, крест металлический -1, Евангелие с мед.кр -1, Евангелие с металлич. кр - 1, медная чаша - 1, дарохранительница, винтики с Евангелия, лжица серебряная-1
  •  звездица серебряная - 1 Общий вес 180кг по цене 1,60 р за 1 кг на сумму 292 руб.
  • Различные шкафы, столы, книги - заводу обработки цветных металлов г.Москва: одежды на престол, ризы парчовые, поручи, подризники, воздухи, одежды на аналой, платы, чаши, блюда, полотенца, платки, набедренники, епитрахили, плащаница, облачения, ризы, подризники, священническое облачение 6 комплектов; ковер-дорожка с дырками, дорожка шерстяная б/у, кусочек от ковра грязный…

Часть изъятого имущества храма (серебряных изделий) находилось в Бобровском Райфо и в 1940 году было сдано в Бобровское отделение Госбанка:

Из акта передачи:

  • "Евангелие (крышки) - 2
  • Дарохранительница, в ней ложечка, рюмочка и баночка - 1
  • Лжица для Причастия - 1
  • Чаша - 1
  • Винтики с Евангелия - 4
  • Лом с евангелия - 8 кусочков

Итого предметов - 17, примерный вес с тарой - 3 кг 450 гр.

После принятия деньги перечислить на счет Бобровского Райфо." Звон колоколов с зимы 1930 года в Боброве и пригородных селах замолк.

Вверх

Пропаганда безбожия.

Усилилась борьба за искоренение православной веры в народе. Начало антирелигиозной работе в губернии было положено в 1921 году созданием Союза атеистов города Воронежа. В октябре 1924 года при агитационно-пропагандистском отделе губернского комитета партии было образованно методическое бюро по антирелигиозной пропаганде.

Антирелигиозная комиссия определяла формы и методы атеистической пропаганды, разрабатывала методические рекомендации, рассылала циркуляры по уездам. "Усилить работу по разложению тихоновской ориентации, обратить внимание на бродячий элемент, которыми являются бывшие монахи и монашки", - это циркулярное указание.

А вот пример методических разработок: "Чтобы отвлечь трудящиеся массы от посещения Церкви накануне Пасхи, организуйте массовые зрелища со всякой интересной и разнообразной программой. Пение, музыкальные, драматические и спортивные номера чередуйте танцами, хороводом, массовыми играми....

Программа этого вечера должна быть рассчитана так, чтобы вечер кончался не раньше, чем попы кончают свои торжества в церквах. За час или за два до начала нашего вечера снаружи у помещений необходимо выставить духовные или струнные оркестры. В день вечера выделяйте особых глашатаев в сопровождении гармонистов или других музыкальных инструментов, с плакатами обходящих улицы и зазывающих на антирелигиозный вечер".

Насколько удачными были эти рекомендации видно из отчетов районных комитетов партии о проведении "Пасхальных дней": "В городе Боброве местным союзом безбожников с согласия райкома партии на площади перед собором были устроены карнавальные шествия и военные игры. Во время крестного хода участники военных игр бросали над верующими ракеты, которые попадали на верующих и вызывали среди них переполох. Когда началась в церкви служба, был взорван, заранее зарытый недалеко от собора, динамит.

От силы взрыва все стекла в соборе были выбиты. Верующие остались молиться, говоря, что лучше умереть в церкви, чем на улице". В 1932 году был утвержден второй пятилетний план развития СССР. "Союз воинствующих безбожников" спланировал свою пятилетку: провести массовое закрытие православных храмов, запретить изготовление предметов культа, выслать всех церковнослужителей за границу(!); в четвертый год пятилетки - закрыть все оставшиеся храмы всех религий.

Таким образом, воинствующие атеисты полагали, что к 1 мая 1937 года "имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР". Несбыточными оказались мечтания о забвении имени Божия, но вполне реальным был процесс закрытия храмов, высылки священников, и не за границу, а в северные лагеря.

Попробовал бы кто в то время пойти против и высказать иное мнение! Чем все это кончалось, мы знаем из фактов истории. В действительности церковь не отказывалась отдать церковные ценности на нужды страны, она протестовала только против разграбления храмов и против надругательства над святынями.

Из постановлений протоколов общего собрания по участкам:

Порвать в корне с религиозными предрассудками, отдавшись делу учебы; 
Активным участием в работе помочь союзу "Безбожников" на их культурном фронте.
- Горсовету предложить немедленно выполнить волю трудящихся по вопросу закрытия обоих церквей Троицкой и Соборной, передав таковые в пользование культурпросвет учреждений, а находящийся в них металл, как то колокола и проч. передать госорганам на переделку общественно-полезного продукта.
- Пожелать всем гражданам города снять у себя в домах иконы и тем самым подать пример деревне.
- Союзу безбожников проработать вопрос и подготовить массы в части закрытия по городу оставшихся церквей, в первую очередь, сняв колокола, подготовив данный вопрос к траурному дню смерти великого вождя В.И. Ленина, увековечив тем самым его память, проводя на деле в жизнь его заветы."

Но если церкви и колокола можно разрушить, снять и переплавить, то вера в душах людей оставалась, как оставались и обряды православия: крещение, венчание, отпевание. Искоренить ее у русских людей одним махом оказалось невозможным.

Поэтому религиозная община в нашем Боброве оставалась (хотя и стала малочисленной), а религиозные обряды совершались в Покровской церкви с. Азовка. Троицкий и Никольский храмы использовались как склады. Успенский был закрыт без какого-либо предназначения.

Вверх

Церковная реформа 30-х годов.

Зимой 1931 года власти провели церковную реформу, по которой во главе прихода отныне стоял не священник, а совет из двадцатки прихожан, и этот совет мог принять решение о снятии священника, закрытии храма или даже его разрушении. По этой причине не представляется возможным проследить судьбу священнослужителей храма того времени.

Все акты по передачи имущества, различные описи имущества подписаны представителями совета двадцатки, а имена священнослужителей на тот нелегкий исторический момент, к сожалению, не упоминаются. Но видимо даже после официального закрытия Успенской церкви священнослужителями совершались необходимые требы.

Так в Бобровском архиве найдены документы - декларации о доходе за 1934-1935 год. "Декларация (заявление о доходе) за 1934-1935гг. в Бобровское РАЙФО Добров Александр Георгиевич, проживает г.Бобров, слобода Смыговка церковная караулка. Исполнитель религиозно-культовых обрядов по должности священника.

В прошлом году облагался подоходным налогом по слободе Алексеевке Воронежской области. Доход получает за счет исполнений служб религиозно-культовых обязанностей 1500 руб."

"Декларация (заявление о доходе) за 1934-1935гг. в Бобровское РАЙФО Пересветов Сергей Николаевич проживает г.Бобров, с. Смыговка, ограда Успенской церкви. Служитель религиозного культа (священник) Не служил, потому и не облагался подоходным налогом в прошлом году. От церковных служб и треб исправления за квартал 375 руб. (по 125 руб. в месяц)"

"Декларация (заявление о доходе) за 1934-1935гг. в Бобровское РАЙФО Баранов Сергей Петрович проживает г.Бобров, слобода Смыговка церковная караулка. Служитель религиозного культа в должности псаломщика. В прошлом году облагался подоходным налогом по селу Гулькевичи Краснодарского края За 6 месяцев по селу Гулькевичи получил 450 руб., 2 месяца июль и август не имел дохода. За службу в Успенской церкви получил 320 руб..."

Вверх

Репрессии 30-х годов.

1930-е годы - страшное время массовых репрессий против православного духовенства, монашества и мирян, не боявшихся признавать себя православными христианами. В начале 1930-х гг. органами НКВД было сфабриковано множество дел, по которым священно- и церковнослужители, монашествующие, старосты и сторожа церквей по обвинению в антисоветской пропаганде и тому подобном осуждались на 5-10 лет лагерей и ссылок. В 1937 г. с началом кампании по физическому уничтожению духовенства и активной части верующих большинство следственных дел заканчивались "вышкой" - "тройка" приговаривала к "высшей мере социальной защиты". Так, в 1937-38гг. было арестовано и расстреляно в Бобровском районе 8 священнослужителей:

Алексеевский Владимир Петрович, 1886 г.р, протоиерей. Служил в Воронежской области, Лискинский р., с.Средний Икорец. Осужден в 1937г. Приговор - высшая мера наказания - расстрел. Кончина сентябрь1937. Расстрел.

Беляев Николай Михайлович, 1881. протоиерей. Место рождения Рязанская губ., с.Воскресенское. служил в Воронежской области, Аннинский р., с.Верхняя Тойда Год окончания 1938. Арестован 16 января1938 в Аннинском районе, с.Верхняя Тойда. Осужден 29 января 1938. Статья ст.58 УК РСФСР. Приговор высшая мера наказания - расстрел. Кончина 29 января 1938. Был расстрелян в день вынесения приговора.

Бережной Евдоким Константинович, священник. Год рождения 1886. Место рождения Воронежская губ. (Воронежская о., Алексеевский р.), хут.Бережной. Служение Воронежская о., Бобровский р., с.Сухая Березовка Аресты Воронежская о., Бобровский р., с.Сухая Березовка Год ареста 5 января 1938. Осужден 15 января 1938. Статья ст.58 УК РСФСР Приговор высшая мера наказания - расстрел. Кончина 06 февраля 1938 - расстрел.

Федоров Иван Николаевич. Год рождения 1886. Священник Воронежская область, Аннинский район, с.Березовка, священник Год окончания 1938. Осужден в 1938г. Приговор высшая мера наказания - расстрел. Кончина 1938 расстрел.

Рощин Александр Тимофеевич. Год рождения 1871 священник. Служение Воронежская область, Лискинский район, с.Икорец, священник Осужден в 1938.Приговор высшая мера наказания - расстрел. Кончина июль 1938. Расстрелян.

Разумовский Иван Яковлевич. Год рождения -1867. Священник. Служил в Воронежской области, Аннинский район, с.Студеное. Год окончания 1938. Осужден в 1938. Приговор - высшая мера наказания - расстрел. Кончина февраль 1938

Лукашевич Евгений Николаевич. Год рождения 1871. Священник Служил в Воронежской области, Хреновский район, с.Семено-Александровка священник. Год окончания 1938 Осужден в 1938. Приговор высшая мера наказания - расстрел. Кончина - февраль 1938. Расстрелян.

Воскресенский Гавриил Иванович. Год рождения 1872 Место рождения Воронежская губ. (Воронежская о., Землянский р.), с.Каменка. Священник. Служил в Воронежская о., Аннинский р., станция Чипле, священник. Год окончания 1937. Аресты Воронежская о., Аннинский р., станция Чипле. Арестован 7 декабря 1937. Осужден 21 декабря 1937 по ст.58 УК РСФСР. Приговор высшая мера наказания - расстрел. Кончина 26 декабря 1937г. Расстрелян в Воронеже, район пос. Дубровка.
Вверх

Успенская церковь в годы войны.

Еще много различных испытаний пришлось перенести Успенской церкви в годы лихолетий.

В 1939 году решением президиума РИКа здание Смыговской церкви было предоставлено на заготовительный сезон под склад Госсортфонда. В 1940 году оно было передано Бобровской автоколонне для переоборудования под мастерскую. На момент передачи в Акте от 4 июля 1940 года изношенность зданий определялась как: церковь - на 45%, колокольня и сторожки - на 60 %, амбарчик - на 75%. Новые хозяева беспощадно эксплуатировали здание церкви.

Позднее 17.03.1944г., в пояснительной записке на отношение об открытии в г.Боброве церкви по ходатайству верующих так описывается техническое состояние Успенской церкви: "Успенская церковь расположена на кладбище в пригороде. Не имеет полов, дверей и внутреннего оборудования. Ранее использовалась под мастерскую для ремонта автомашин. Была закрыта по Решению Облисполком в 1931г…функционирующих церквей в районе нет, до ближайшей церкви 50 км (Аннинский район)…. РИК считает возможным удовлетворить ходатайство об открытии Покровской церкви, которая легче всех может быть восстановлена".

Власти Советского Союза изменили свое отношение к Церкви лишь тогда, когда под угрозой оказалась существование страны. Во время Великой Отечественной войны прямые гонения на церковь затихли. Власти осознавали, что в условиях глубочайшего кризиса народу необходимо было вернуть веру в Бога, чтобы поднять дух русского народа для победы над немецкими захватчиками.
Вверх

Возрождение святыни.

Шли годы, приближалась к концу Великая Отечественная война. При бомбежках в 1942 году Боброва храмы не очень пострадали. При Покровской церкви действовал исполнительный орган во главе с М.А. Умниковым. Воронежскую Епархию возглавлял в то время архиепископ Иона Орлов, а уполномоченным Совета по делам русской православной церкви при Совете народных комиссаров по Воронежской области был В. Гостев. Группа верующих г.Боброва (227 человек) 7 марта 1945 года совместно с архиепископом Воронежской Епархии Ионой Орловым обратились с ходатайством в исполком Воронежского облсовета о предоставлении им здания Успенской кладбищенской церкви взамен здания Покровской церкви.

Исполком облсовета решил удовлетворить просьбу верующих г.Боброва и передать им по договору в бесплатное бессрочное пользование здание Успенского храма. В. Гостева как уполномоченного совета по делам русской церкви и Т.Шлаева как председателя исполкома Бобровского райсовета обязали оформить все необходимые документы с религиозной общиной г.Боброва о замене Покровской церкви на Успенскую и в связи с этим считать открытой действующей церковью в г.Боброве Успенскую Кладбищенскую. 11 июня 1945 года председателю исполкома Шлаеву пришел из Воронежского облисполкома документ за подписью Гостева о том, что религиозная община (приход) Успенской Кладбищенской церкви с. Смыговки зарегистрирован 8 июня 1945 года под № 05-10.

С этого дня началось медленное возрождение церкви. Впереди предстояла огромная работа по ее восстановлению. Как указано в акте передачи от 10.04.1945 года, Успенская церковь и ее территория были в плачевном состоянии: "… при передаче в пользование верующим здания Успенской церкви никакого имущества в этом здании не было и группе верующих не передавалось.

Акт обследования Успенской церкви и ее технического состояния.
- взломаны деревянные полы совсем с лагами
- взломаны оконные переплеты
- взломана перегородка, отделяющая алтарь от церкви
- уничтожены Царские Врата
- уничтожены ворота внутренние + полусветовые совсем с коробками
- уничтожена боковая дверь в алтарь, Амвон или Солея
- уничтожен барьер около клироса
- разрушен калорифер центрального отопления
- подвальное помещение
- дымоходные каналы

Испорчена частично внутренняя штукатурка, внутренняя побелка потолков и стены.

Наружный вид церкви:
- уничтожены наружные железные ворота
- разрушена паперть каменная
- взломана решетка железная из окон
- частично повреждена железная кровля
- частично - штукатурка и побелка наружных стен.

Успенская церковь возрождалась по крупицам. К этому времени на территории города Боброва осталась единственно действующая церковь, которую поднимали всем миром. Строительного материала не хватало для ремонта и восстановления храма. Более того, его не отпускали на нужды храма.

Приходилось вплоть до угля все приобретать в частном порядке. Необходимо было настелить пол, заменить оконные переплеты, заново восстановить алтарную часть храма, Царские врата, двери. Кровля храма и колокольни также нуждалась в замене. Все это осуществлялось, в основном, силами неравнодушных прихожан. При перекрытии крыши служебных помещений колокольни в 2011 году было видно, что для ее монтажа ранее применялись использованные старые дверные коробки, оконные рамы и проч.

Духовенство храма в те нелегкие года испытывало постоянное давление со стороны комитета по Делам религий. Священнослужителей и сотрудников храма регу¬лярно вызывали в районный и областной исполкомы на «воспитательные беседы». Нередко от прихожан требовали доносить на священников.

Священникам разрешалось возобновлять священнослужение. Многие из них были вынуждены работать на светских работах, не имея места служения. Это можно проследить и по нижепредставленным автобиографиям священнослужителей. Священнослужителям запрещалось совершать богослужения вне храма, и даже Пасхальный Крестный ход вокруг храма приходилось согласовывать с государственными властями. Но вопрос о "роли и месте" священнослужителей в атеистической стране так и не нашел правового решения, оформленного законом. Документом, разрешавшим священнослужителям выполнять свои обязанности, была справка о регистрации у уполномоченного Совета по делам религии.

Получив постановление для служения на приходе от правящего архиерея, священнослужитель должен был получить справку о регистрации, без которой он не мог приступить к служению в приходе, границы которого также оговаривались в этой справке. Справка давалась на определенный срок, обычно на год, по истечении которого священнику необходимо было продлевать регистрацию. Процедура продления была прекрасным инструментом воздействия на священнослужителя, если тот попадал в немилость.

Управление храмом было полностью в руках Председателя исполнительного органа, который назначался, был полностью подотчетен администрации города. Наш храм не был исключением и в этом вопросе. Только за период с 1944 по 1964 в храме поменялось более 30 священнослужителей. Не смотря на это, в большинстве своем духовенство епархии было на высоте своего звания, пользовалось авторитетом и уважением у своих прихожан.

Вверх

Успенский храм в наши дни.

С тех пор и до нынешнего времени приход Успенского храма не прекращал своей деятельности.

Вначале храм отапливался дровами и углем. Заготавливали бревна и часто силами работников храма пилили и кололи их, а затем складывали в сарай, которых находился на территории храма у стены левого крыла колокольни. Сарай был деревянный, но обит железом и окрашен в тот же цвет, что и колокольня.

По рассказам старожилов храма Бадюл Федора Максимовича и Синюковой Татьяны Георгиевны, в средней части храма стояло три печи: две при входе в среднюю часть, одна справой стороны между входом и нынешней свечной лавкой, другая с левой стороны у стены. Третья печь стояла у колонны, где в настоящее время написана икона Божией Матери «Скоропослушница» (правая колонна у входа). До настоящего времени у колонны сохранился фундамент от печи.

В алтаре тоже была печь, позднее она была разобрана, а то место используется для хранения кадильниц.

Печное отопление позднее было заменено паровым. При входе в храм в левом крыле храма была кочегарка, в подвальном помещении стоял угольный котел, который топился истопником. В верхней части кочегарки была небольшая комната для кочегара. Половину ее занимал большой топчан, на котором после ночных праздничных Богослужений на Рождество Христово, Крещение и Пасху отдыхали прихожане из сел, в ожидании своего автобуса.

При храме работала кухня. За неимением штатного повара, готовили для священников и работников храма сами же работники на электрической плите, но часто разжигали и русскую печку, которая занимала почти третью часть помещения кухни. В печи выпекали артосы, куличи, просфоры. Просфорница Хмельницкая Зинаида Федоровна сама готовила для печи тоненькие щепки, раскалывая топором поленья.

В правом крыле при входе в храм в 1994 году был организован пункт приема одежды для нуждающихся. В 1998 году в этой комнатке был размещен методический кабинет для воскресной школы. Пункт приема одежды был перенесен в одно из отделений сарая, где под вещи были установлены стеллажи и шкафы.

В марте 1999 года в здание храма и колокольни был подведен газ. Газовые котлы были установлены в помещении кочегарки и на кухне, электрическую плитку и печь заменила газовая плита. В иконную лавку подвели газовую трубу, на месте демонтированной печи выложили каменную стену, в которую была введена газовая форсунка для отопления комнат.

В этом же году был произведен ремонт центральной паперти.

В 1997 году в арке колокольни при входе на территорию храма были демонтированы старые железные ворота двухстворчатые, каждая створка которых была закрыта сплошным листом железа, а установлены были новые кованые железные ворота, которые стоят и по настоящий день.

В 1999 году в храме была установлена автоматическая охранная сигнализация взамен звуковой, которая срабатывала при открывании двери. Храм был взят под охрану милицией г.Боброва.

До 2003 года на протяжении нескольких предшествующих десятилетий в храме при Богослужениях, которые совершались по Воскресным и праздничным дням, пели 2 хора. С 1998 года на больших праздничных службах Рождества Христова, Пасхи, престольного праздника нашего храма пела Бобровская капелла под руководством Болгова Ивана Дмитриевича. С 2000 года на воскресных и праздничных Богослужениях в храме поет профессиональный хор, организованный диаконом Николаем Терпуговым. С 2002 года регент хора - Кубасова Любовь Васильевна.

С 1998 года на протяжении более 10 лет организовывались паломнические поездки по святым местам для прихожан храма и просто для желающих, которые, как правило, впоследствии нередко пополняли число прихожан. Организацией поездок занималась псаломщик храма Антонина Леско. В настоящее время этой работой занимается паломнический отдел нашего благочиния, расположенные в г.Бутурлиновка.

Жизнь храма не стояла на месте, изменения происходили по многим направлениям. В 1997 году, когда настоятелем храма был назначен вновь прибывший протоиерей отец Михаил Терпугов, храмы Бобровского района относились к Лискинскому благочинию, а обязанности благочинного выполнял священник из храма Покрова Пресвятой Богородицы г.Лиски Василий Володько. Примерно чрез год-полтора храмы Бобровского района были переданы под руководство благочинного священника Александра Долгушева, служившего в пгт. Каменке. А через полгода по распоряжению правящего Архиерея Митрополита Мефодия в городе Боброве было создано свое благочиние, в которое входил и Бутурлиновский район. Благочинным был назначен протоиерей Михаил Терпугов – настоятель Успенского храма. В скором времени по благословению Митрополита службы в храме стали совершаться ежедневно утром и вечером. Было составлено расписание, по которому совершались Богослужения в Успенском храме священнослужителями приходов района, а также они несли послушания вне храма по окончании службы.

По благословению правящего Архиерея Митрополита Мефодия благочинный Михаил Терпугов занимался открытием, восстановлением и регистрацией ранее закрытых храмов, которые в основном были полуразрушены и принадлежали хозяйствам Бобровского района.

Капитального ремонта требовал и Успенский храм и колокольня. Стены храма и колокольни имели плачевный вид. Штукатурка осыпалась и местами просматривалась кладка. Причиной того было отсутствие гидроизоляции в фундаменте и отсутствие отмостки вокруг храма.

В 1998 году при помощи прихожан был проведен косметический ремонт внешних стен храма и колокольни: оштукатурены и покрашены масляной краской стены. В 1999 году во всем храме заменили окна. Старые деревянные рамы прогнили так, что нижние части рам от сырости и ветхости рассыпались. Поставили новые деревянные двойные рамы и покрасили в прежний белый цвет. При установке рам в алтаре в правом окне был демонтирован старый кондиционер, больше кондиционер не ставился.

В 2000 году были отремонтированы три входные двери: центральные, северные и южные. Старое железное полотно разрушалось ржавчиной, появились небольшие сквозные дырочки. А в нижней части северных дверей можно было отрывать пальцами небольшие кусочки металла без особых усилий.

За решением этой проблемы обратились на местное предприятие «Сельхозтехника». Рабочие предприятия сняли двери и на производстве восстановили их. На новые листы железа закрепили сваркой кованые украшения и петли от старых дверей.

Внутри храма заменили деревянные двери южные и северные, которые стоят и по сей день.

В алтаре поменяли пол, так как старый подгнил. В этом же году вокруг храма была сделана отмостка.

В 2002 году принадлежавший храм по ул. Краснофлотской был продан и приобретен священнический дом с участком земли по ул. Молодежной.

В 2003 году сделан капитальный ремонт внешних стен колокольни.

В 2004 год построен капитальный каменный туалет.

Сделан капитальный ремонт сгнивших деревянных стропил кровли храма, а также произведена частичная замена кровельного железа на крыше храма. Была удалена старая штукатурка со стаканов пяти куполов, они были заново оштукатурены и окрашены.

В 2005 год заново были оштукатурены и окрашены внешние стены восточной части храма.

Заложен фундамент и выведен цоколь будущего административного здания.

В 2006 год закончена роспись икон на иконостасе.

Произведена замена всех деревянных окон на пластиковые. Закончена штукатурка южной, северной и западной части стен храма.

На паперти оборудован пандус для инвалидов-колясочников.

Оборудован ларек на городском рынке.

В 2007 – капитальный ремонт внутренней части купола храма.

В 2008 году проведена роспись внутренней части купола храма.

На территории Бобровской ЦРБ 3 апреля по благословению Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия была открыта и торжественно освящена молитвенная комната в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.

В 2010 году оборудовано и укомплектовано помещение под просфорню (с правой стороны от главного входа храма).

В 2010 установлены Поклонные Кресты при въездах в город Бобров.

В 2010 году на колокольню храма была приобретена малая звонница в дополнение к одному существовавшему колоколу.

В 2011 году закончено строительство административного здания (воскресной школы). Начато строительство подсобных хозяйственных помещений. 28 августа состоялось Архиерейское Богослужение. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил чин освящения воскресной школы.

В 2012 году построены подсобные помещения. Заасфальтирован двор.

Полностью заменена кровля крыльев колокольни (деревянная и металлическая часть).

Сделан внутренний капитальный ремонт левого крыла колокольни (трапезная).

Летом 2014 года заменена кровля куполов и установлены новые кресты на храм.

Летом 2015 года заменен купол и крест колокольни.

В 2016 году произведена замена газового котла в котельной храма.

22.01.2017 года обновлен Престол и Жертвенник в алтаре. Епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий совершил чин Великого освящения храма.

Вверх

Воскресная школа в наши дни.

В 90-х годах возобновляется деятельность Воскресной школы. В ноябре 1997 года по благословению Владыки Мефодия при храме открылась Воскресная школа, которую посещали взрослые и дети. Первые занятия проводил отец Михаил Терпугов по воскресным дням после Богослужения в храме. В центре храма ставились скамейки, на них садились все, кто пришел на занятия, примерно 25 человек.

Занятия строились следующим образом: отец Михаил рассказывал подготовленную тему, а затем отвечал на вопросы слушателей.

Смешанная разновозрастная группа имела свои недостатки, поэтому, по прошествии непродолжительного времени, было решено разделить ее на детей и взрослых.

Занятия для взрослых стали проводиться в крестильной комнате, находящейся в левом крыле колокольни. Встречу со взрослыми проводил священник отец Михаил по субботам за час до начала вечернего Богослужения. Воскресная школа для взрослых просуществовала при храме два года, а затем приостановила свою деятельность.

Занятия с детьми стали проводиться в иконной лавке в правом крыле здания колокольни. Занятия проводил диакон Андрей Бельских. Кроме основного предмета – Закона Божьего, затем был добавлен урок творческого труда. На этом уроке дети делали из бумаги поделки животных, украшения на Рождественскую елку и многое другое.

Комната в иконной лавке перестала вмещать всех желающих заниматься в воскресной школе, численность детей быстро росла, и пришлось переходить в крестильную комнату.

Площадь комнаты составляла около 40 кв.м. Почти на середине комнаты стояла печь, которая отапливала это помещение. Рядом с печкой стояла деревянная перегородка, которая разделяла комнату поперек, делая из нее две небольших комнатки.

В той, что была просторнее, совершалось Таинство крещения, по окончании которого и начинались занятия с детьми воскресной школы. В маленькой половине топилась печь, там же стояла кровать для сторожа.

Когда количество детей возросло до 30 человек, и комната не вмещала всех, было решено создать две группы: младшую и старшую. Старшая группа осталась заниматься в крестильной комнате, а младшую перевели для занятий на кухню, которая была через капитальную стену в этом же крыле здания колокольни.

Со временем занятия в воскресной школе стали проходить и по субботам. Занятия по субботам проходили примерно, около двух лет, пока была возможность у педагога быть в этот день и все это время находиться с детьми.

Жизнь Воскресной школы становилась интересней и разнообразней, появился новый урок музыки, на котором с детьми готовили постановки к праздникам Рождества Христова и Пасхи. Дети выступали с праздничными представлениями в храме и интернате г.Боброва. В течение года работал кружок вязания для девочек.

Для мальчиков был организован столярный кружок. На уроках ученики восстанавливали старые рамки на иконах, меняли и ремонтировали оклады, сделанные из цветов. Обновленные иконы дарили в восстанавливающиеся храмы района. Зимой изготавливали скворечники, чтобы затем весной повесить их на деревья. Этот кружок действовал примерно два года, пока у учителя была возможность приезжать на занятия из соседнего села.

На уроках творчества дети делали интересные поделки, которые часто выставлялись в Бобровском краеведческом музее и однажды даже в Воронеже на областной выставке народного творчества вместе с другими работами Бобровских умельцев в 1999-2000г.

Часто в теплые весенние и осенние дни дети воскресной школы с преподавателями совершали походы на природу, где собирали природный материал для поделок, проводили спортивные игры, водили хороводы и устраивали чаепития.

Для детей воскресной школы несколько раз в году организовывались поездки по святым местам, в монастыри: с девочками – в женские монастыри, а мальчиков возили в мужской. Жили они там от нескольких дней до недели, выполняя различные посильные послушания.

Ребята активно участвовали и жизни храма. Наряду со взрослыми готовили храм к праздникам: к Рождеству Христову помогали ставить елки и украшать их; к празднику Троицы плели из травы трехметровую косу, украшали цветами и развешивали на иконах иконостаса и на киотах икон, которые находятся на колоннах храма, под руководством наставников пекли пироги и различные сладости для праздничного стола.

В 2011 году завершено строительство административного здания, которое было освящено 1 октября Митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием. В этом здании размещена Воскресная школа для детей и библиотека. Занятия посещают около 30 человек по воскресным дням. Ребята изучают основы православной веры, церковное пение, занимаются рукоделием, участвуют в Богослужениях в храме (поют, пономарят, помогают чтецам). Регулярно совершаются паломнические поездки по святым местам и познавательные экскурсии по родному краю. Воспитанники школы посещают интернаты, центр реабилитации для несовершеннолетних, дома престарелых, воспитательную колонию с праздничными поздравлениями. Ребята с удовольствием принимают участие в выставках творческих работ.

Вверх

Священнослужители нашего храма.

Ключанский Симеон – священник.
В «Справочной книге духовенства Воронежской Епархии за 1900 год» значится:
«Успенская кладбищенская церковь: Ключанский Симеон священник, Базилевский Илья псаломщик»
Вероятно до 1902 года отец Симеон Ключанский служил в Успенской церкви г.Боброва. Помимо этого он был учителем и законоучителем церковно-приходской школы при Успенской церкви

В Памятной книжке Воронежской губернии на 1908 г. священник С.Н. Ключанский числится уже в Троицкой церкви г.Боброва.
- На 1917 год также значится протоиереем Троицкой церкви г.Боброва (Адрес-календарь Воронежской губернии на 1917 год).

Дорошенко Василий Петрович – священник.
Ведомости о церквях за 1911 год: «Священник Успенской церкви г.Боброва Василий Петрович Дорошенко, 42 года от роду, сын священника.

- в 1897г. за службу во священном сане при императоре Александре III награжден медалью на Александровской ленте.
- в 1899г. объявлено Архиерейское благословение.
- 18.03.1901г. награжден набедренником за усердное исполнение пастырских обязанностей и благоповедение.
- 11 марта 1906г. награжден скуфьей.
- в 1909г. награжден серебряной медалью на двойной Александровской ленте в память исполнившегося 13 июня 1909г. 25-летия церковной школы.
- 23 марта 1911г. награжден камилавкою.
- От казны жалованья не получает.
- Недвижимости не имеет.
- Окончил полный курс Воронежской Духовной семинарии с аттестатом 1 разряда в 1889 году. Состоял законоучителем земской школы села Шишовка Бобровского уезда с 01.10.1889 до 01.09.1891 года
- Рукоположен в диаконы в Архангельской церкви с. Орловки Бобровского уезда 15.12.1891г.
- По прошению переведен диаконом же к Покровской церкви села Синявка Новохоперского уезда, при какой церкви стоял законоучителем и учителем школы грамоты с 06.10.1892 года.
- Рукоположен в священники к Никольскому собору г.Боброва 20 мая 1894г.
- По прошению переведен к Успенской церкви с. Старой Чиглы Бобровского уезда где состоял законоучителем земской школы 1900 г. 15 ноября.
- По прошению перемещен на настоящее место 1902 года 18 марта.

Отправлял пастырские обязанности в тюремном замке, уездной земской больнице и земской арестантской и назначен для привода к присяге в заседаниях Окружного суда и в других присутственных местах г.Боброва с 1894г. 28 сентября до 1896г. 18 октября.
Определен постоянным Членом Бобровского Уездного Отделения Воронежского Епархиального Училищного Совета с 1895г. 18 октября.
Сведения о поведении: отлично, хорошо.
Женат. В семействе у него жена Елена Матвеевна – 1845г. 18 мая; дочери: Нина – 1903г.18 октября; Лидия – 1905г. 11 февраля.
На 1917 год числится священником Успенской кладбищенской церкви. (Адрес-календарь Воронежской губернии на 1917 год).
В 30-х годах власти провели церковную реформу, по которой во главе прихода отныне стоял не священник, а совет из двадцатки прихожан, и этот совет мог принять решение о снятии священника, закрытии храма или даже его разрушении. По этой причине не представляется возможным проследить судьбу священнослужителей храма того времени. Все акты по передачи имущества, различные описи имущества подписаны представителями совета двадцатки, а имена священнослужителей на тот нелегкий исторический момент, к сожалению, не упоминаются.
Но видимо даже после официального закрытия Успенской церкви священнослужителями совершались необходимые требы.

Так в Бобровском архиве найдены документы – декларации о доходе за 1934-1935 год.
«Декларация (заявление о доходе) за 1934-1935гг. в Бобровское РАЙФО

Добров Александр Георгиевич, проживает г.Бобров, слобода Смыговка церковная караулка. Исполнитель религиозно-культовых обрядов по должности священника.
В прошлом году облагался подоходным налогом по слободе Алексеевке Воронежской области.
Доход получает за счет исполнений служб религиозно-культовых обязанностей 1500 руб.
«Декларация (заявление о доходе) за 1934-1935гг. в Бобровское РАЙФО

Пересветов Сергей Николаевич проживает г.Бобров, с. Смыговка, ограда Успенской церкви. Служитель религиозного культа (священник)
Не служил, потому и не облагался подоходным налогом в прошлом году.
От церковных служб и треб исправления за квартал 375 руб. (по 125 руб. в месяц)»

«Декларация (заявление о доходе) за 1934-1935гг. в Бобровское РАЙФО
Баранов Сергей Петрович проживает г.Бобров, слобода Смыговка церковная караулка.
Служитель религиозного культа в должности псаломщика.
В прошлом году облагался подоходным налогом по селу Гулькевичи Краснодарского края
За 6 месяцев по селу Гулькевичи получил 450 руб., 2 месяца июль и август не имел дохода. За службу в Успенской церкви получил 320 руб...»

Список служителей культа Успенской церкви г.Боброва после открытия храма.


Шмыгирев Андриан Петрович
, 1885г.р. Протоиерей, служит 19 лет, образования нет.
с 30.08.1944 г. по 25.01.1945г. служил в Успенской церкви г.Боброва. Переведен псаломщиком в г.Борисоглебск.

Высоцкий Николай Николаевич настоятель-священник
с 13.09.1944 по 01.03.1949г. служил в Успенской церкви г.Боброва. Отстранен по Указу Епархии, назначен псаломщиком. 19.05.1949 переведен в Лосево. До 1 мая оставался в Боброве. Переведен в г.Калач.

Безеев Павел Михайлович, 1888г.р. священник, 16 лет служит. Образование среднее богословское.
с 09.01.1945 – священник Троицкой церкви г.Боброва
с 23.01.1945 по 14.02.1951 священник-настоятель Успенской церкви г.Боброва. Освобожден по болезни. 13.03.1951г. умер.
Из анкеты на священника Безеева Павла Михайловича. «…родился в г. Воронеже 16 августа 1888 в семье рабочего-столяра Воронежского паровозоремонтного завода им. Дзержинского. Окончил Воронежское регентское училище с педагогическим курсом в 1905 году. При Воронежской мужской гимназии выдержал экзамен на звание Народного учителя в 1906 году. С 1906 по 1914г. был учителем церковно-приходской школы сл. Ливенка б. Бирюченского уезда. При Воронежской Духовной семинарии выдержал экзамен на диакона в 1913г. Архиепископом Воронежским Тихоном рукоположен в диаконы к церкви села Девицы, б. Коротоякского уезда в 1914г. Окончил Богословско-пастырские курсы в Москве в 1915 году. По прошению переведен священником к церкви села Таврово Новоусманского района в 1927 году.
С 1931 по 1934г. работал счетным работником при Горкомунотделе. С 1935 по 1937г. работал счетоводом при строительной конторе Райздравотдела. С 1938 по март 1942г. работал бухгалтером при Дорстройотряде. С марта 1942 по 5 июня 1942 работал бухгалтером при банно-прачечном пункте.
С августа по октябрь – псаломщик и регент при церкви г.Нижнедевицка. с октября и по 21.11.1944 - священник церкви п. Новые Ольшаны Н-Девицкого района.»

Поярков Алексей Ильич, 1888 г.р. Священник, 17 лет служит. Образование среднее богословское.
с 14.07.1945 по 17.10.1949г. священник Успенской церкви г.Боброва. Переведен в п. Отрожка.
Из автобиографии: «Родился в 1888 году в с. Гнилуша Павловского уезда Воронежской области. Окончил полный курс учения в Воронежской Духовной семинарии по 1 разряду в 1910 году. Поступил учителем в псаломническую школу в Конь-Колодезь Задонского уезда 1910-1914г. Перешел в Задонское Духовное училище надзирателем за учениками в 1914-1917гг.
Рукоположен в сан священника в Скорбященский женский монастырь города Задонска 1917-1923гг.
Работал секретарем Епархии в 1920-1923гг.
Перешел священником в с. «Репное? Ракитное?»– в 1923г.
В 1929г. оставил службу священником.
Награжден набедренником – 1920г.; Награжден камилавкой 1926г.; Награжден наперстным крестом 1928г.
С 1930 по 1942г. работал счетным работником в советских учреждениях г.Воронежа.
1942-43-44гг. работал счетным работником в Байгоре, Усмани.
В 1944г. назначен священником к Знаменской церкви г.Борисоглебска. В 1945г. переведен священником к Успенской церкви г.Боброва.»

Карманов Николай Гаврилович, 1895г.р., диакон. Служит с 1945 года. Не имеет богословского образования.
с 18.07.1945 по 23.01.1946г. диакон на псаломнической вакансии Успенской церкви г.Боброва. Переведен в г.Бутурлиновка.

Третьяков Сергей Александрович, 1894г., диакон.
С 17.10.1946 по 11.11.1949г. диакон Успенской церкви г.Боброва. Освобожден;
С 11.08.1954 по 26.05.1955 - диакон Успенской церкви г.Боброва. Переведен в г.Лиски.
Из автобиографии: «Родился я в пригородней слободе г.Воронежа в слободе Чижовка в 1894г. 10 сентября. Родители мои – крестьяне. Образование мое – незаконченное среднее. С 1915 по 1920г. работал счетным работником на ЮВЖД в г.Воронеже и пел в Смоленском соборе.
После продолжительной и хронической болезни я оставил работу счетного работника. В 1920 году рукоположен в сан диакона Викарным Епископом Владимиром. С 1920 по 1925г. служил диаконом в Успенской церкви г.Воронежа. С 1925 по 1930 служил диаконом в Покровской церкви г.Воронежа. С 1929 по 1930 служил диаконом в Иоанно-Предтеченской церкви г.Воронежа. с 1930 по 1938г. работал в автотранспортной конторе Заготзерно г.Воронежа. с 1938 по 1939 работал бухгалтером в конторе ватной фабрики, потом в карточном бюро Воронежского района г.Воронежа.
В 1942г. августе месяце немцы выгнали все население г.Воронежа, в том числе и меня. 19.08.1942г. прибыл в г. Белая Церковь , где я согласно Указа Киевского Епископа Пантелеимона начал служить диаконом в Свято-Преображенском Соборе.
03.01.1944г. наша Красная армия выгнала немцев из г. Белая Церковь. В Свято-Преображенском Соборе прослужил диаконом с 19.08.1942 по 25.09.1946г. Оттуда я уволился согласно своего заявления.
Прибыл в Воронеж 13.10.1946г. Проживаю у родственников около своего полуразрушенного дома № 3 улица Чернышевский бугор г.Воронеж…».

Колпаков Василий Емельянович, псаломщик.
С 12.11.1949 по 06.08.1954г. псаломщик Успенской церкви г.Боброва. Переведен за штат.

Колпаков Василий Алексеевич, 1879 г.р. регент.
С 1946г. по ? - регент и по совместительству кассир Успенской церкви г.Боброва.
Из автобиографии: «…родился 29 января 1879г. в пригородной г.Боброва слободе Смыговке, в крестьянской семье. По окончании церковно-приходской школы поступил учиться в двухклассное училище, которое закончил в 1896 году. С 1896 по 1900 я занимался крестьянской работой и пел в хоре соборном г.Боброва. В 1900 я был призван на действительную военную службу. Служил в Петербурге в Преображенском полку. Пел в полковом хоре. Мое воинское звание было штатный певчий старшего разряда унтер-офицер. Военную службу окончил в 1904 году. По окончании таковой я приехал в Бобров в слободу Смыговку, где занимался крестьянством и пел в соборном хоре с 1904 по 1914 гг.
С февраля 1918 по 1946 год работал преподавателем пения в начальных, средних школах г.Боброва. Специальную профессию получил посредством музыкальных курсов в г. Воронеже в 1936г. С 1938 по 1946 был преподавателем скрипичной игры и пения в педагогическом училище г.Боброва, а с 1946г. работаю регентом, а с 1948г исполняю должность казначея по совместительству в Успенской церкви г.Боброва...»

Кутузов Петр Иванович, 1897г.р., диакон.
С 05.02.1949 по 16.08.1954г. диакон-псаломщик Успенской церкви г.Боброва. С 01.03.1949 рукоположен в священники с. Коршево Бобровского района.
Из автобиографии: «…рожден с Саратовской области Аткарского района села М-Осиновка. Отец мой бедняк был крестьянин. Образование - церковно-приходская школа и с детства в хору был певцом до возраста. В 1916г. был взят на службу в армии в германскую войну. Пробыл до 1918 года. В 1918 обратно взят в армию на гражданскую войну, где получил ранение руки и был уволен вовсе от службы как инвалид.
В 1920 году стал в своем селе петь и занимал вне штата должность псаломщика, а сам готовился на псаломщика. В 1923 году держал экзамен на псаломщика и получи штатное место в своем селе М-Осиновки. В 1927 году рукоположен в сан диакона Архиепископом Алексием Саратовским. При обновленческом движении служил до 1930 года диаконом в своем селе. В 1930 году был арестован на 5 лет по статье 58 п.10. в 1932 году досрочно освободили и работал в городе Акмолинске на железной дороге до 1935 года... с 1944 года возобновил в Грозном службу в церкви. Служил диаконом до июня 1945г. При соединении обновленчества в Патриаршую церковь я был заменен другим диаконом, а меня Архиепископ Антоний Ставропольский назначил псаломщиком в г. Кизляр Грозненской области, где я служил до 1947 года марта месяца. В 1947 году был переведен в г. Кировоград псаломщиком, а в ноябре 1948 года вновь рукоположен в сан диакона и ввиду болезни жены для перемены климата по предписанию врача уволился…». С 01.03.1949 рукоположен в священники в с. Коршево Бобровского района.

Соломахин Кирилл Семенович, 1890 г.р., священник
Был диаконом Троицкой церкви села Кантемировка. Родился в 1890 году в селе Кантемировка. Дети: Леонид с 1913 г. р. Александр с 1915 г. р. Екатерина с 1914 гр. Мария с 1917 г. р. Нина 1920 г.р. Был арестован 26.01.1930 и приговорён 21.02.30 к 10 годам концлагеря.
с 16.11.1949 по 14.02.1951г. священник Успенской церкви г.Боброва. Переведен в г.Калач.

Голубовский Василий Дмитриевич
с 14.02.1951 по 11.07.1951г. настоятель Успенской церкви г.Боброва. Освобожден за истечение срока отпуска.

Орлов Григорий Алексеевич, 1889 г.р. - священник, служит 40 лет, имеет среднее богословское образование
с 24.02.1951 по 24.05.1952 значится в Успенской церкви г.Боброва как викарный священник. Освобожден.

Муравьев Виктор Федорович, 1883г.р. протоиерей, служит 46 лет, имеет среднее богословское образование
с 12.05.1951 по 13.07. 1951г. – временно исполняющий обязанности настоятеля Успенской церкви г.Боброва, переведен в г. Павловск.
с 23.05.1952 по 21.01.1953 – настоятель Успенской церкви г.Боброва, освобожден за штат.

Боголюбский Иван Васильевич, 1882 г.р., священник
с 23.05.1952 по 03.06.1952 – второй священник Успенской церкви г.Боброва. Переведен в г.Павловск.

Головин Петр Федорович, священник
с 15.06.1952 по 23.05.1955 второй священник Успенской церкви г.Боброва. Переведен в г.Бутурлиновка.

Бессонов Василий Георгиевич, священник
с 29.10.1952 по ? – второй священник Успенской церкви г.Боброва.

Бурмистров Василий Никитович, священник
с 23.02.1953 по 18.11.1954 – второй священник Успенской церкви г.Боброва. Освобожден по болезни.

Третьяков Сергей Александрович, диакон
с 11.08.1954 по 26.05.1955г. диакон Успенской церкви г.Боброва. Переведен в г.Лиски.

Стрикун Дмитрий Федотович, 1884 г.р. священник, служит 33 года, имеет среднее Богословское образование.
С 25.11.1954 по 06.05.1955г. - второй священник Успенской церкви г.Боброва. переведен в с. Ст. Ольха.

Лобынцев Петр Васильевич – псаломщик Успенской церкви г.Боброва. 29.09.1954г.

Шельдяев Иван Федорович, священник
с 05.05.1955 по 17.01.1956г.- настоятель Успенской церкви г.Боброва. Переведен в г. Павловск.

Алексеенко Петр Алексеевич (иеромонах Иоанн)
с 23.05.1955 по 01.01.1963 - священник Успенской церкви г.Боброва. Переведен в г.Богучар. 23.03.1963 снят с регистрац.

Алексеенко Павел Алексеевич (иеродьякон)
с 17.10.1955 по 26.01.1958г. - диакон Успенской церкви г.Боброва. Переведен в г.Бутурлиновка.

Смирнов Николай Иванович, священник
с 09.03.1956 по 23.11.1956 - настоятель Успенской церкви г.Боброва. Освобожден от должности.

Волков Николай Иванович, священник
с 21.12.1956 по 12.10.1961 – настоятель Успенской церкви г.Боброва. Переведен по болезни в п. Давыдовка Лискинского района.

Алексеенко Стефан Алексеевич (иеродьякон)
с 26.01.1958г. по ? – иеродиакон в Успенской церкви г.Боброва

Максимов Иван Дмитриевич, священник.
с 04.01.1962 по 20.09.1962 второй священник Успенской церкви г.Боброва. Переведен в с. Анна Аннинского района.

Кульченко Василий Митрофанович, 1897г.р., священник.
Временно священник Успенской церкви г.Боброва. Выбыл в с. Анна.

Бессонов Василий Георгиевич, священник
с 29.10.1962 по 15.05.1964 второй священник Успенской церкви г.Боброва.

Ющенко Федор Евфимович, священник
с 27.03.1963 по 03.06.1965 – священник Успенской церкви г.Боброва. Командирован в г. Лиски.

Малофейчик Владимир Васильевич, священник
с 03.09.1963 по 16.05.1964 г. священник Успенской церкви г.Боброва. Освобожден от должности.

Бельков Константин Николаевич, священник Успенской церкви г.Боброва с 19.05.1964

Демчук Александр Федорович, священник Успенской церкви г.Боброва. с 02.09.1964г.

Куличихин Алексей Михайлович
с 05.10.1964 по ? – второй священник Успенской церкви г.Боброва

Алексеенко Иоанн Алексеевич - священник, иеромонах о.Иоанн с 13.06.1976г.
Родился он в 1914 году в г. Бутурлиновке, при рождении был наречен Петром. При постриге в монашество – Иоанном, в схиму Иосафом. 10 лет жизни провёл в тюрьмах и ссылках за веру. После лагеря батюшка подвизался в Таганроге с епископом Иосифом Алмаатинским. По всей Руси в те годы было множество монастырей «в миру». И эти духовные обители собирались вокруг пастырей, твердо хранивших Православную веру и передавших свой живой, реальный духовный опыт желающим спасения. После лагерей и скитаний Батюшка стал служить в Бобровском Успенском храме.
Отец Иоанн прослужил в Бобровском храме Успения Пресвятой Богородицы до 1985 года. В 90-е годы многие храмы начали восстанавливать, а пастырей не хватало. Будучи уже на отдыхе, отец Иоанн не оставлял своей службы. Он служил в Коршево, Хреновом, Чигле, Бутурлиновке.
Во всем батюшке помогала келейница матушка Александра. Сначала они ездили на службы и после служб в Бобров, а затем перебрались в Хреновое, снимая частную квартиру. Батюшка был очень экономным. В целях экономии приходских денег батюшка ездил в Бобров на электричке, хотя ему удобнее было бы ездить на автобусе. В Хреновом они прожили 3 года. Матушка Александра помогала как псаломщица и пела на клиросе.
Батюшка Иоанн ушел на покой, т.к. болезнь и возраст давали о себе знать. Но он каждую службу находился в храме Успения в Боброве.
Перед смертью батюшка тяжело болел, но принимал это с благодарностью и смирением. Он провидел свою кончину: за несколько лет до этого у него был заготовлен гроб. Перед кончиной собрались духовные чада схиархимандрита Иоасафа. Он заповедал им молиться. После причастия Святых Христовых Тайн батюшка тихо, мирно отошёл к Господу, как будто заснул. Батюшку облачили в Великую Схиму, чина которой он сподобился задолго до кончины по благословению Владыки Мефодия. Гроб с телом был перенесён в Успенскую церковь, куда на следующий день стеклось много народа. Все любившие и почитавшие батюшку Иоасафа пришли почтить память великого старца.
Чин отпевания совершали Владыка Мефодий и 12 священнослужителей Воронежской епархии. Трудно передать скорбь духовных чад батюшки. Умер Схиархимандрит Иоасаф в 2002 году 9 июля и похоронен на территории Успенского храма, но и после кончины батюшка Иоасаф оказывает молитвенную помощь всем, кто с верою к нему притекает. На его могилке горит неугасимая лампада. Послушница матушка прожила без батюшки почти 2 года и в 2004 году тоже почила о Господе, похоронена она, по её просьбе, рядом с батюшкой Иоасафом.

Хвостиков Петр Ефимович - диакон с 14.06.1976г.

Литомин Геннадий Владимирович - настоятель с 15.10.1988

Волохов Петр Васильевич - священник с 30.11.1988г.

Землянский Василий Михайлович (род. 1957), протоиерей, клирик Московской епархии.
Родился в 1957 году в Воронежской области. В 1974 году закончил среднюю школу.
4 апреля 1982 года рукоположен в сан священника епископом Воронежским Ювеналием (Тарасовым). В 1993 году возведен в сан протоиерея.
С 31 июля 1989 до августа 1997 года был настоятелем Успенского храма города Боброва.
С августа 1997 года служил настоятелем Покровского храма города Павловска.
В 1998 году закончил Московскую духовную академию. Будучи благочинным в Павловске, восстановил точную копию иконы Знамения, именуемую Павловская.
С 2002 года является настоятелем храма Рождества Христова пос. Любучаны Чеховского района Московской области.
Награды:
Набедренник
Камилавка (1987)
Наперсный Крест (1987)
Палица (1998)
Грамота Патриаршая
Наперсный Крест с украшением (2004)
Грамота за усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования

Терпугов Михаил Юрьевич (1953 - 2011), протоиерей, клирик Воронежской епархии.
Родился 17 декабря 1953 года в городе Липецке в семье рабочего. В 1971 году окончил среднюю школу и поступил в ТУ №27 города Липецка. Работал электрообмотчиком на Новолипецком металлургическом заводе, на Липецкой швейной фабрике.
В 1976-1978 годы обучался в Московской духовной семинарии. В 1977 году рукоположен в сан диакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) в Казанском храме г. Дмитрова. В 1978 году рукоположен в сан священника тем же преосвященным в Покровском храме Московской духовной академии. По окончании семинарии был направлен в Воронежскую епархию и назначен клириком Петропавловского храма р.ц Репьевки.
с 17 декабря 1980 по 1987 год – настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы города Боброва.
С 1984 по 1988 год обучался на заочном отделении Московской духовной академии. В 1987 - 1988 годах - настоятель Покровского храма села Троицкого Новохоперского района. В 1988 - 1989 годах - настоятель Знаменского храма села Губари Борисоглебского района. С 1989 по 1992 год - второй священник Воскресенского храма города Новохоперска.
В 1991 году возведен в сан протоиерея.
С июля 1992 по август 1997 года - благочинный Павловского церковного округа и настоятель Покровского храма города Павловска.
С августа 1997 по 21 ноября 2001 год – настоятель Успенского храма г.Боброва и благочинный Бобровского церковного округа.
С 2001 года являлся настоятелем Никольского храма города Борисоглебска.
С 2003 года - исполнящий обязанности благочинного, а с 13 апреля 2005 по 23 октября 2007 года - благочинный Борисоглебского церковного округа.
Со 2 апреля 2007 по 27 октября 2010 года [2] окормлял Никольский тюремный храм ФГУ ИК-9 г. Борисоглебска и молельную комнату в ФГУ ИЗ-2 г. Борисоглебска; совершал богослужения и проводил занятия по Основам Православия.
Скончался 22 февраля 2011 года. Погребен у алтаря Никольского храма.
Награды:
Палица (1996)
Патриаршая Грамота (2000)
Орден прп. Сергия Радонежского III ст. (2003, к 50-ти летию со дня рождения)
Наперсный Крест с украшением (2004, к Пасхе)

Бельских Андрей Анатольевич - диакон. Родился 8 ноября 1970 года в г. Липецке. Окончил среднюю школу, служил в советской армии.
В 1997 году окончил Воронежское духовное училище.
Дата диаконской хиротонии – 10.08.1997г.
Указом Митрополита Мефодия Воронежского и Липецкого № 122 от 10 августа 1997 года назначен диаконом в Успенский храм.

Лепский Владимир Алексеевич - протоиерей. Указом Митрополита Мефодия Воронежского и Липецкого № 141от 22 ноября 2001 года переведен из Троицкого храма с. Верхняя Тишанка Таловского района.
Родился 3 ноября 1969г. в селе Броска Измаильского района Одесской области. В 1989 окончил медицинское училище. С 1989 по 1991 проходил срочную службу в армии. С 1991 по 1994г. обучался в Московской Духовной Семинарии. Хиротесия во чтеца в Покровском академическом храме 22 мая 1994г. епископом Филаретом Дмитровским ректором Московской Духовной Академии и Семинарии. Рукоположен в сан диакона 28 августа 1994г. в Свято-Петропавловском Кафедральном соборе г. Луганска Архиепископом Иоанникием Луганским и Старобельским.
Рукоположен в сан священника с возложением Наперсного Креста 8 сентября 1994г. в Свято-Петропавловском Кафедральном соборе г. Луганска Архиепископом Иоанникием Луганским и Старобельским.
С 23 сентября 1994г. настоятель Свято-Троицкого храма п. Новороссошь Новопсковского района Луганской области.
21.03.1995 - награжден саном протоиерея Архиепископом Иоанникием Луганским и Старобельским.
10.04.1997 - награжден Крестом с украшениями ко дню Святой Пасхи Блаженнейшим Владимиром Митрополитом Киевским и всея Украины.
1999г. - Митрополичья Грамота.
18.09.2011 - награжден Памятным Знаком ''За вклад в строительство Собора '' митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием.

С 12 декабря 1997 года - настоятель Троицкого храма с. Верхняя Тишанка Таловского района Воронежской области и окормление Вознесенского храма с. Новая Чигла Таловского района.
С 22 ноября 2001 года – настоятель Успенского храма г.Боброва.
С 22 ноября 2001 по 20 марта 2009г.– благочинный Бобровского церковного округа.


Романенко Георгий Петрович - священник. Родился 3 апреля 1977г. в пгт. Каменка. Окончил среднюю школу. В 2001 году окончил Воронежскую Духовную Семинарию. 8 июля 2001 года рукоположен Митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием во диакона. 6 апреля 2003г. рукоположен Митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием во иерея.

Награды:
2003г. – Набедренник
2008г. – Камилавка

Указом Митрополита Мефодия Воронежского и Липецкого № 88 от 6 апреля 2003 года переведен из Преображенского собора г.Бутурлиновка в Успенский храм г.Боброва.

В настоящее время Успенская церковь решением Воронежского облисполкома № 246 от 21.04.1983 г. (код памятника 4800009000) и постановлением администрации Воронежской области от 14.08.95 г. N 850 является объектом исторического и культурного наследия областного значения.
22 января 2017 года, епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий совершил чин великого освящения храма
Сегодня Успенская церковь – одна из двух сохранившихся городских церквей города.

Вверх
Наверх
  Расписание Богослужений  
  Православный календарь  
  Задать вопрос Священнику  
  Часто задаваемые вопросы  
  Наши события  
  История церкви  
  Другие храмы города  
  Фотогалерея  
  Полезные ресурсы  
  Публикации прихожан  
2013-23 © Местная религиозная организация православный
Приход храма в честь Успения Пресвятой Богородицы г.Бобров
Воронежской области религиозной организации
"Воронежская и Борисоглебская Епархия
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Все права защищены.

Создание сайта: Rv36
Яндекс.Метрика
Город  Бобров, Воронежская область
+7 (47350) 4-22-07

hramuspeniya.bobrov@mail.ru