Неделя о блудном сыне

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти.
Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Лк.15:11-32. Неделя о блудном сыне, которая в текущем году приходится на 16 февраля, относится к подготовительным седмицам, предваряющим время Великого поста.
Само слово «неделя» означает не семь дней, а день воскресный; неделя же в современном значении этого слова на церковно-славянский переводится как «седмица». В пространство Великого Поста, символизирующего сорокадневный пост Спасителя в пустыне, человек входит не сразу. Периоду поста предшествует период подготовки.
Как сам пост не является в первую очередь ограничением в пище (хотя и этот компонент, конечно, тоже очень важен), так и период подготовки к посту связан далеко не только с постепенным изменением рациона питания.
В первую очередь как сам пост, так и подготовка к нему наполнены призывом к перемене жизни человека, к внутреннему сосредоточению, осознанию своих грехов, пробуждению к покаянию. Богослужения Православной Церкви, как неотъемлемая часть, вплетенные в повседневную жизнь христианина, в полной мере служат тому, чтобы человек проникся этим настроем.
Чтения из Священного Писания и тексты песнопений, связанные с этими чтениями и звучащие на службах, говорят о главном: о милосердии Божием и человеческом отступлении, о необходимости покаяния, перемены жизни и возвращения к Богу. С Недели о блудном сыне начинается вторая седмица подготовительного периода.
В богослужебных текстах этого дня звучит та же тема, что и в предыдущий воскресный день, первый день Постной Триоди – в Неделю о мытаре и фарисее. Это тема покаяния и осознания своих грехов. Как мытарь из притчи не мнил себя праведником, а только умолял Бога быть милостивым к нему, грешному, так и блудный сын осознает всю меру своего падения. Но тут уже набирают силу новые темы: возвращения и прощения.
Блудный сын не просто осознает свою греховность и кается в этом – он возвращается к отцу, уповая на его милосердие, готовый начать новую жизнь хотя бы как раб, только бы в доме отчем. Появляется, становясь доминирующей, тема безусловного прощения и милосердия.
Отец Небесный готов принять любого искренне кающегося как Своего возлюбленного сына, готов простить любой грех и «не воспомянуть его более».